Основной танк Т-72, Характеристики, Описание, Фото!

Основной танк Т-72
СССР

Т-72
Его разработка началась в 1967 году, когда первый опыт эксплуатации Т-64 выявил недостаточную надежность двигателя, ходовой части и механизма заряжания. Учитывая ограниченные возможности по производству двигателей 5ТДФ и наличие в достаточном количестве в резерве четырехтактных двигателей В-45, было принято решение установить их на Т-64. В том же голу был изготовлен и испытан экспериментальный образец такого танка.
Т-72
В ходе дальнейшей работы, в 1968-69 голах, были проведены сравнительные испытания танков Т-64А с двигателем В-45 и эжекционной системой охлаждения (разработка конструкторского бюро в Харькове) и образцов с двигателем В-45, автоматом заряжания пушки на 22 выстрела и вентиляторной системой охлаждения (разработка конструкторского бюро в Нижнем Тагиле). Последние показали более высокие результаты.
Т-72
В ноябре 1969 года на эти машины стали устанавливать двигатели В-46 мощностью 573 кВт (780 л.с.) и ходовую часть новой конструкции. Изготовленному с указанными изменениями образцу был присвоен индекс “объект 172М”. В 1973 году после войсковых испытаний он был принят на вооружение под маркой Т-72 и вскоре получил наименование “Урал”.
Т-72
В соответствии с техническим заданием боевые и технические характеристики Т- 72 сохранены на уровне танка Т-64А. Несмотря на то, что он был тяжелее “шестьдесятчетверки” на четыре тонны, разница в массе по отразилась на характеристиках максимальной скорости, запаса хода и проходимости, так как емкость топливных баков увеличилась на 100 литров, мощность двигателя стала больше на 80 л.с., а ширина гусеницы - на 40 мм. Танк совершенствовался в ходе серийного производства. В 1979 году на вооружение был принят модернизированный образец Т-72А, а в 1985 году - танк Т-72Б.
Т-72
Рассмотрим последнюю модификацию более подробно. Танк имеет классическую схему общей компоновки с экипажем из трех человек и поперечным расположением двигателя. Механик-водитель находится в отделении управления по оси танка. Несмотря на большой угол наклона верхней лобовой детали корпуса, он в боевом положении размещен сидя, так как нижняя часть кресла установлена в специальной выштамповке днища. Забронированный объем отделения управления составляет 2,0 куб. м.
Т-72
В боевом отделении справа от пушки расположен командир танка, слева - наводчик. В нижней части боевого отделения установлен вращающийся транспортер автомата заряжания, форма и размеры которого позволяют членам экипажа перемещаться внутри машины из боевого отделения в отделение управления и обратно. Применение автомата заряжания позволило получить величину забронированного объема боевого отделения 5,9 куб. м. и высоту танка по крыше башни до 2226 мм.
Т-72
Моторно-трансмиссионное отделение занимает объем 3,1 куб.м. Для размещения двигателя толщина листов корпуса в районе МТО уменьшена до 70 мм. По сравнению с танком Т-64А изменена конструкция кормовой части корпуса и увеличена длина МТО в связи с применением вентиляторной системы охлаждения и входного редуктора, соединяющего двигатель с бортовыми коробками передач. Общий забронированный объем танка составляет 11,0 куб.м.

Основным вооружением является специальная танковая 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М - пусковая установка. Она отличается от пушки танка Т-64БВ наличием механизма улавливания и выброса поддонов. Конструкция орудия позволяет производить замену трубы ствола в полевых условиях без его демонтажа из башни. В затвор введен механизм, обеспечивающий открывание клина вручную за два такта, что значительно уменьшило затрачиваемые усилия. Для улучшения точности стрельбы цилиндры двух тормозов отката закреплены симметрично относительно канала ствола в правом верхнем и левом нижнем углах казенника. Конструкция противооткатных устройств обеспечивает не заторможенный откат до вылета снаряда из канала ствола и позволяет проводить их проверку в короткие сроки.
Т-72
Для выверки нулевой линии прицеливания без выхода членов экипажа из танка пушка оснащена устройством встроенного контроля выверки. Стрельба ведется артвыстрелами раздельно-гильзового заряжания с бронебойными подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами и выстрелами с управляемой ракетой, которая имеет боевую кумулятивную часть. Все артвыстрелы имеют единый заряд с частично сгорающей гильзой. Поддон гильзы после выстрела при очередном заряжании пушки автоматически выбрасывается наружу через специальный люк в крыше башни.

Выстрел ЗУБК14 состоит из управляемой ракеты 9М119 и метательного устройства. Он имеет такие же размеры, как обычный артвыстрел, поэтому его загрузка в кассету транспортера автомата заряжания не отличается какими-либо особенностями. Боекомплект пушки размещается во вращающемся транспортере автомата заряжания (22 выстрела) и в немеханизированных боеукладках корпуса и башни (23 выстрела).
Т-72
Комплекс управляемого вооружения 9К120 обеспечивает ведение стрельбы управляемой ракетой днем с места и с коротких остановок на дальностях от 100 до 4000 метров. Он имеет помехозащитную полуавтоматическую систему управления ракетой по лучу лазера. В состав системы управления огнем входит прицельный комплекс 1А40-1, созданный на базе лазерного прицела-дальномера ТПД-К1 танка Т-72А. Поле зрения прицела стабилизировано в вертикальной плоскости. Для ведения огня из танковой пушки артвыстрелом в ночных условиях и управляемой ракетой днем используется прицел-прибор наведения 1К13-49, входящий в комплекс управляемого вооружения 9К120. Он может работать в активном или пассивном режимах.

Пушка оснащена стабилизатором вооружения 2342-2 с электрогидравлическим приводом вертикального и электромашинным горизонтального наведения, что уменьшило пожароопасность в танке по сравнению с электрогидравлическим приводом. В качестве вспомогательного вооружения применяются 7,62-мм спаренный пулемет ПКТ и 12,7-мм зенитный пулемет НСВТ (с ручным управлением от командира тапка). Боекомплект спаренного пулемета составляет 2000 патронов, зенитного пулемета - 300 патронов.

Броневая зашита лобовой части корпуса и башни представляет собой многослойные комбинированные броневые преграды, которые обеспечивают неуязвимость от большинства типов бронебойных подкалиберных и кумулятивных снарядов танковых (противотанковых) пушек. Высокая стойкость от кумулятивных боеприпасов достигнута установкой навесной динамической защиты. На тапке установлено 227 контейнеров, из них на корпусе - 61, на башне - 70 и на бортовых экранах - 96. С 1988 года на серийных танках Т-72Б применяется встроенная динамическая зашита.
Т-72
Корпус тапка - сварной, его верхняя лобовая деталь наклонена под углом 68 градусов от вертикали. Башня - литая, ее лобовая часть имеет переменные углы наклона от десяти до двадцати пяти градусов. Борта корпуса защищены противокумулятивными экранами. Танк отличается высоким уровнем противорадиационной защиты за счет применения подбоя и надбоя, системы коллективной защиты и локальной защиты членов экипажа.

Живучесть танка на поле боя повышена за счет низкого силуэта, применения ТДА и системы 902Б “Туча” дм постановки дымовых завес, системы защиты от напалма и быстродействующего противопожарного оборудования 3ЭЦ1З “Иней”. Танк имеет камуфлирующую окраску и оснащен оборудованием для самоокапывания и для навешивания минного трала КМТ-б.

На машине установлен многотопливный четырехтактный быстроходный дизельный двигатель В-84-1 жидкостного охлаждения с наддувом от приводного Центробежного нагнетателя. Кроме того, используется инерционный (волновой) наддув. Мощность двигателя составляет 618 кВт (840 л.с.). Он приспособлен к работе на дизельном топливе, реактивном топливе (Т- 1, ТС- 1. Т-2) и автомобильном бензине (А- 66, А-72). Пуск осуществляется с помощью электростартера, системы воздушного ча- пуска, а также от постороннего источника тока или с буксира. Для экстренного пуска холодного двигателя зимой имеется система подогрева впускного воздуха.
Т-72
Механическая планетарная трансмиссия состоит из входного редуктора, двух бортовых коробок передач и двух бортовых редукторов. Она имеет гидросервоуправление и собственную масляную систему. В системе подрессориванния применена индивидуальная торсионная подвеска с гидроамортизаторами рычажно-лопастного типа на 1, 2 и 6 узлах падвески каждого борта. Диски опорных каткая изготовлены из алюминиевого сплава. Опорные катки имеют наружное обрезинивание, а поддерживающие катки - внутреннюю амортизацию. Для предохранения гусеницы от сбрасывания при поворотах танка на ведущих колесах приварены ограничительные диски.

Танк оснащен оборудованием для подводного вождения, позволяющим преодолевать водные преграды глубиной до пяти метров и шириной около 1000 метров. На танке используется комплекс средств связи “Абзац”, который включает УКВ радиостанцию Р-173, радиоприемник Р- 173П, блок антенных фильтров и ларингофонный усилитель. Радиостанция работает в диапазоне частот 30-76 МГц и имеет запоминающее устройство, позволяющее заранее подготовить десять частот связи. Она обеспечивает дальность связи не менее 20 км как на месте, так и в движении по среднепересеченной местности.
Т-72
Модификации танка Т-72

Т-72 (1973 г.) - базовый образец.

Т-72К (1973 г.) - командирский танк.

Т-72 (1975 г.) - экспортный вариант, отличался конструкцией броневой защиты лобовой части башни, системой ПАЗ и комплектацией боеприпасов.

Т-72А (1979 г.) - модернизация танка Т-72. Основные отличия: лазерный прицел- дальномер ТПДК-1, ночной прицел наводчика ТПН-3-49 с осветителем Л-4, сплошные бортовые противокумулятивные экраны, пушка 2А46 (вместо пушки 2А26М2), система 9025 запуска дымовых гранат, система защиты от напалма, система дорожной сигнализации, ночной прибор ТВНЕ-4Б механика-водителя, увеличенный динамический ход катков, двигатель В-46-6.

Т-72АК (1979 г.) - командирский танк.

Т-72М (1980 г.) - экспортный вариант танка Т-72А. Он отличался броневой конструкцией башни, комплектацией боеприпасов и системой коллективной защиты.

Т-72М1 (1982 г.) - модернизация танка Т-72М. Он отличался дополнительным 16- мм броневым листом на верхней лобовой детали корпуса и комбинированной броней башни с песчаными стержнями в качестве наполнителя.

Т-72АВ (1985 г.) - вариант танка Т-72А с навесной динамической защитой.

Т-72Б (1985 г.) -модернизированный вариант танка Т-72А с комплексом управляемого вооружения.

Т-72Б1(1985 г.) - вариант танка Т-72Б без монтажа некоторых элементов комплекса управляемого вооружения.

Т-72С (1987 г.) - экспортный вариант танка Т-725. Первоначальное наименование - танк Т-72М1М. Основные отличия: 155 контейнеров навесной динамической защиты (вместо 227), бронирование корпуса и башни сохранено на уровне танка Т-72М1, другая комплектация боеприпасов к пушке.

Производство и поставки на экспорт

Серийное производство танка организовано на заводе в Нижнем Тагиле. С 1979 по 1985 год в производстве находился танк Т-72А. На его базе выпускался экспортный вариант Т-72М, а затем его дальнейшая модификация - танк Т-72М1. С 1985 года в производстве находится танк Т-72Б, и его экспортный вариант Т-72С.

Танки серии Т-72 экспортировались в страны бывшего Варшавского Договора, а также в Индию, Югославию, Ирак, Сирию, Ливию, Кувейт, Алжир и Финляндию. На базе танка Т-72 были разработаны и приняты в серийное производство БРЭМ-1, танковый мостоукладчик МТУ-72, инженерная машина разграждения ИМР-2.

Характеристики БРЭМ-1: Масса - 40 т, экипаж - 3 чел., вооружение - 12,7-мм пулемет, -грузоподъемность крана - 12 тc, тяговое усилие лебедки - 25 тc (с полиспастом 100 те), мощность двигателя - 618 кВт (840 л.с.), максимальная скорость - 60 км/ч.

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Боевая масса,т 44,5
Экипаж, чел 3
Высота по крыше башни 2226 мм
Пушка 125-мм гладкоствольная - пусковая установка
Боекомплект 45 выстрелов
Типы боеприпасов БПС, БКС, ОФС, управляемая ракета
Комплекс управляемого вооружения 9К120
Управляемая ракета 9М119 с управлением по лучу лазера
Дальность стрельбы 100-4000 м
Вероятность попадания ракеты в цель при стрельбе с места 0,8
Время полета ракеты на дальность 4000 м 12 с
Дальномер лазерный
Стабилизатор 2342-2 с электромашинным приводом горизонтального наведения
Заряжание автоматическое
Пулеметы один 12,7-мм, один 7,62-мм
Броневая защита комбинированная
Динамическая защита встроенная
Дымовые гранатометы 8 шт
Максимальная скорость 60 км/ч<
Запас хода по шоссе 500 км
Двигатель многотопливный четырехтактный дизель
Мощность двигателя 618 кВт (840 л.с.)
Трансмиссия механическая планетарная<
Подвеска торсионная
Гусеница с РМШ (или с ОМШ)
Глубина преодолеваемой водной преграды с подготовкой 5 м

Лучший

Лучший серийный танк СССР

уже староват

уже староват

Ещё поскрипит

Ещё поскрипит

Аватар пользователя oniky

Странно, нет ни

Странно, нет ни одной фотки Т-72 "в чистом виде", только модификации. Ну а в целом - это самый массовый основной танк второго поколения и уже этим многое сказано.

Аватар пользователя oniky

Я не сказал

Я не сказал самый лучший, а сказал: " и уже этим многое сказано" имея ввиду то что, военную технику, будь она плохой или неудачной не стали бы делать в таких количествах. Ведь согласитесь танк - далеко не самая дешовая вещ и перед тем как принять на вооружение тот или иной танк каждый "пользователь" взвесит все за и против, а затем на основе этого примет решение и видимо эти "за и против" у Т-72 были очень хорошо сбалансированы.

Я сам служил на

Я сам служил на семдисятдвойке... Так что "поскрипит" неподходящее слово для этой машины. Я бы сказал, что она ещё даст фору многим западным образцам...

Александр73 А

Александр73
А вот с этого момента поподробней.

Я начинал

Я начинал служить в 1995 в Читинской области сначала курсантом в учебке, а далее старшим механиком-водителем Т-72, Т-90...
Вообщем, в первый раз даже и не подозреваешь, что сможешь управлять такой техникой, но при начале движения, понимаешь, что танк водить, можно сказать, легче чем легковой автомобиль... На этой странице я вижу, конечно, пару "восьмидесяток" на фото и с характеристиками поднапутано конечно, но ведь не зря же при создании Т-90 за основу был взят Т-72. Да и ходовая-то вообщем-то одна... Конечно "наворотов" на 90-м побольше будет, но по сути это та же машина... Кстати, если кто смотрел ролик с "Ударной силы" про Т-90, то там сказано, да я и раньше слышал, что когда был конфликт арабо-израильский и сирицы с советскии Т-72 выступали на стороне Палестины, то несколько десятков Т-72 переломили ход конфликта... Кстати, во время "Бури в пустыне" американцам был дан приказ не вступать в дуэльный бой с Т-72... Они кичаться, что подбивали Т-72, а на самом деле они били Т-55 и Т-62...Я читал историю что, когда произошёл конфликт в 2003 году между Индией и Пакистаном, три машины Т-90, закупенные в России решили ход этого конфликта... Так что, если Т-72 просто доукомплектовать всеми новшествами, то будет Т-90... И ещё научить водить Т-72 можно любого человека, хотя бы имеющего понятие, как ездит транспорт, не составляет труда... Попробуйте посадить школьника на "Абрамс" и посмотрим что выйдет... И ещё по ТТХ максимальная скорость Т-72 - 60 км/ч... Сам лично видел, как далеко не новую "семдесятдвойку" разгоняли до 80 км/ч... Так что вот вам и превосходство... Очень рекомендую посмотреть ролик "Ударная сила. Т-90 Владимир"...

А чем Абрамс

А чем Абрамс сложнее в управлении? Там штурвал наподобие Формулы-1, и коробка автомат, наведение и прицеливание все по дисплеям - только кнопки нажимай и джойстики крути, управлять так же проще чем легковушкой, а вот с обслуживанием конечно посложнее будет. Вам повезло покататься на Т-90 их в российской армии всего чуть больше 200. Раз Вы на нем ездили то давно хотел танкистам задать вопрос, а тепловизор там вообще стоит? И если да то какой?

А кто сам-то

А кто сам-то служил в танковых войсках? И кстати, за джойстики школьника не посадишь... Да и к тому же, например, Индия не сразу закупила Т-90, а был конкурс можду Абрамс и Т-90... Когда песок попал в двигатель Абрамс, то чтобы произвести ремонт, американские спецы сказали, что двигатель нужно везти в штаты, там ремонтировать... Короче, времени больше месяца, а наши за ночь отремонтировали... Так что по надёжности наши двигатели надёжнее... А на счёт тепловизора - да стоит...

Александр73 А

Александр73
А чей тепловизор наш или французский?

Mephistofel
Ну почему бред? Этож газотурбина. Если сломается - то менять целиком. Как Вы себе представляете ремонт вертолета во дворе дома у какого-нибудь американца? (На вертолете тоже газотурбинный двигатель). А дизель он и в африке дизель, промыл, продул, постучал и поехал. И еще температура выхлопных газов у ГТД такова, что танк с работающим двигателем можно даже из космоса обнаружить по тепловому следу. Просто подарок вертолетчикам и штурмовикам.

Тепловизор на

Тепловизор на Т-90 наш...

Подтверждаю.

Подтверждаю. Видел фильм о том как капитально ремонтируют Эбрамсы. Из Ирака движки приезжают со сточенными до предела лопатками. ГТД требуется в 4 раза больший объем воздуха, чем дизелю, а воздушные фильтры Эбрамса не выдерживают пустынных условий.

Аватар пользователя oniky

Улыбнуло

Улыбнуло высказывание "...когда был конфликт арабо-израильский и сирицы с советскии Т-72 выступали на стороне Палестины, то несколько десятков Т-72 переломили ход конфликта" заблуждение берущих за источник информации зомбоясчег и худ.литературу... фильтруйте информацию. Т-72, на сколько я знаю не учавствовали ни в одном решающем бою, на его счету в ту войну припоминается лишь несколько мелких эпизодов, помнится только что несколько штук подбили израилитяне из новых модификациий ПТУР (на тот момент) TOW усановленных на армейские внедорожники и несколько было сожжено вертолетной авиацией Израиля.
Еще есть байка (в разных вариациях) о том как Т-72 столкнулись с меркавами при этом небыло потеряно и одного Т-72, а меркавы почти все загорелись, однако жертв среди израилитян небыло. Тоже бред, не могло в ту войну произойти этого столкновения, танковая группировка включающая Т-72 не находилась в радиусе боя ни с одним израильским танковым подразделением за всю историю войны.
Однако признаю, израилитяне официально высоко оценили боевые качества Т-72. Хотя до войны, как говорили сами участники конфликта: "мы были напуганы известием что у арабов появился новый советский чудо-танк", а после войны они уже заявляли,: "да, танк не плох, но он горит так же как и все остальные", так что делайте выводы сами.

хм вот ты

хм вот ты говоришь там были т-55 ,был случай когда америкосы сколотили роли как абрамс победил т-72 в том же арабо-израильском конфликте. там горелит т-72 ,на самом деле их подожгли экипажи т.к. в каждом было по три -четыре снаряда и передвигатся танки не могли. Т_90 ФОРЕВА!!!!!!!!!!!!!!!!!

Доброе время

Доброе время суток всем здесь читающим и пишущим!

Помогите, плз, ответить мне на казалось бы дурацкий, но крайне важный для меня вопрос. Можно ли в Т-72 каким-то образом, какой-то кустарной перегородкой или др. разделить боевое и отделение управления? Причем таким образом, чтобы ни доступ ни обзор из одного в другое был невозможен.

Заранее благодарен всем, кто поможет разобраться или посоветует куда можно обратится за разъяснением!

Можно написать на почту: sveta.mer@gmail.ru

Аватар пользователя oniky

На счет

На счет водителя не знаю, но помнится хохлы на своих 84-ках отделяли МТО от боевого отделения противопожарной перегородкой (не очень удачно только). Так что можно предположить что вполне выполнимая задача.

Я тоже послужил

Я тоже послужил на 72-ке, в виде ознакомления потрогал 90, еще в 95-м году, к нам в часть их пригнали еще совсем новенькими. По механике та же 72-ка, а вот боевое отделение после 72-ки просто улет, особенно ТКН. И тепловизоры на ней есть. Кстати, мы тоже 72-ку разгоняли до 75 км/ч. А насчет того что лучше - Абрамс или наши танки по разным там передачам или фильмам, я думаю не правильно. Не дай бог проверить это в реальном бою, но все таки решающую роль в любом бою играют грамотная тактика и умение (сработанность) экипажа, все остальное это, так сказать, дополнительные преимущества.

Разделить

Разделить отделения можно, но смысла в этом по моему нет ни какого, а тем более если кто-нибудь на тангенту сядет придется из башни вылазить и механику в тримплекс махать.

Уважаемые

Уважаемые любители! Обращаюсь к тем, кто сомневается в возможностях танка Т-72, профи же прекрасно знают возможности этого танка, за что и любят его. В 1994-96 годах я служил в МО Армении, где мне посчастливилось познакомиться с этими ТАНКАМИ. Начну с того, что почти все танки марки Т-72, находящиеся на вооружении РА, это захваченные во время Карабахского конфликта бывшие азербайджанские танки, причем большая их часть была сдана без боя! Это были танки прошедшие войну. Так на одном из танков был след от попадания кумулятивного снаряда, который прошил танк в передней нижней (одной из самой малозащищенной) части корпуса, прошел через нижнюю часть боевого отделения, и за тем кумулятивная струя вылетела через моторный отсек. Удивительно, но экипаж танка не только не пострадал, а даже продолжил бой. После этого, танк эксплуатировался без ремонта еще 3 года. На этом же танке в результате падения с 15-и метровой высоты, был поврежден задний торсион, что однако почти никак не повлияло на ходовые свойства танка. На внешней стороне 3-его катка другого танка зияло отверстие от снаряда РПГ, который, однако не смог пробить даже 2-ой скат того же катка. В моторный отсек 3-ого танка угодил снаряд от миномета, но ее пробивной силы хватило лишь на пробитие внешней части радиатора- танк после этого продолжил бой в течении 3 часов. Я не буду описывать остальные повреждения нанесенные различными видами оружия (причем оружия советского- то есть обладающего значительной пробивной силой), так как на одном из танков я насчитал их более 20-и, но могу сказать однозначно, что любое из увиденных (ощупанных) мною повреждений уничтожило бы любой иностранный танк со всеми его наворотами. Танки Т-72, имеют удивительную живучесть, они неприхотливы, и еще, что мне хотелось бы особенно подчеркнуть: если к примеру его моторесурс расчитан на 1000 часов, то танк без ремонта можно смело использовать и 2000 и 3000 и более часов, то же касается и ресурса пушки и любого узла и агрегата танка, если максимальный расчетный угол наклона расчитан на 32 градуса, то его можно смело наклонять на 40-50гр. (это касается вообще всй техники советского образца). Все это я могу утверждать не из чьих то слов, а изходя из личного опыта. Так хотя макс. скорость Т-72 по “бумагам” -60 км.ч., во время перегонки по трассе Ереван-Октемберян, моя Т-72 “Бешка” развила скорость более 108 км.ч., об этом нам позже сообщил сотрудник ГАИ, осуществляющий сопровождение колонны, а замер он произвел сначала по спидометру своей девятки, а затем не поверив ему перепроверил радаром (уточню, что на шкале спидометра Т-72 максимум 100 км.ч.).
Что касается сирийцев и иракцев, то скаву, что во первых нужно различать Т-72, Т-72А и Т-72Б. При внешней схожести (что для профи также дискусионо) –это абсолютно разные машины начиная от двигателя, заканчивая броней (у них даже вес разный), а увеличение брони хотя бы на пару мм. – сводит на нет бронепробиваемость снаряда, а тут речь нескольких см.! Ну так вот: СССР поставлял за границу как правило устаревшую, или специально разработанную на экспорт облегченную технику. То есть страна заботясь о своей безопасности не поставлял “лучшую” технику, которая могла попасть к потенциальному противнику (в отличие к стати от современной России), вот почему на экспорт шли Т-72 с обычной, а не комбинированной броней, без динамической защиты, управляемого вооружения и прочего, что обеспечивало и пожалуй до сих пор обеспечивает подавляющее превосходство танков семейства Т-72, над западными танками! Есть еще один нюанс – экипаж: его выучка, самообладание, мужество знание техники и прочее, чего всегда не хватало у арабов! Вот по этому они без боя сдавали технику, использовали ее не по назначению и т.д. А танк тут непричем. Он действительно хорош, если не сказать, что прекрасен, конечно у него есть некаторые недостатки, но о них лучше дискутировать с профессионалами, а то любители услышат о небольшом недостатке, растиражируют его, сведя на нет все преимущества, а потом иди доказывай, что ты не верблюд.
К стати у меня есть личный опыт сравнения Т-72Б с “Абрамсом”, “Леопардом” и “Леклерком” и он однозначно в пользу первого. По поводу ЖК дисплеев и прочего в крации скажу, что в реальном бою они почти не используются так как неудобны: для наглядности- попробуйте сыграть например в танковый симулятор при сильно шатающемся мониторе: прицелится невозможно- а в реальности все еще сложней. Но а подробности после.

Аватар пользователя Бубуин

я вроде в плане

я вроде в плане танков..тоже как теоретик...но вот насколько мне известно природа кумуляции...ее параметры и составляюшие....на сегодняшний день...крайне мало изучены...и то в основном методом проб и ощибок...поэтому если ВЫ уважаелый Армен просвятите...конкретикой а не голословно...основываясь не на собственном опыте а на опытных данных и теоретических выкладках(можно ссылочками...) былоб замечательно...заранее благодарен))))
______________________________________
не торопитесь в АД. без вас не начнут

Многоуважаемый

Многоуважаемый Mephistofel! Простите, что заставил Вас так долго ждать своего ответа - много дел. Я просмотрел Ваши записи на данном сайте, что в конечном счете дало мне основание предполагать, что у Вас довольно таки богатая теоретическая база! Но, теория – теорией, однако практика достаточно часто не совпадает с ней. Позволю себе рассказать небольшую предысторию:
В середине 94-ого, я поменял место своей службы и был направлен в новую войсковую часть, где командиром батальона у нас был один легендарный человек (почему легендарный – потому что о нем ходили легенды), который участвовал почти во всех конфликтах и войнах – начиная с Вьетнама. О боевых подвигах или происшествий случившихся с последним очень часто рассказывали самые разные люди (да и сам он был неплохой рассказчик) от которых я и услышал эту, как мне тогда показалось байку. Дело в том, что я так же как я уверен и Вы, человек который основывается на фактах, а не предположениях, суждениях и т.м.п., вот почему я скептично отнесся к этой “байке”. Но так получилось, что в конце 94-ого, танк, о котором шла речь, после проведенного ремонта пригнали именно в нашу часть. Получив это известие я бросился изучать пробоину (сказать откровенно я даже поспорил, что опровергну домыслы по поводу этого танка – сказался юношеский максимализм ). Ну а теперь перейдем от лирики к физике: при осмотре отверстий (кстати к этому моменту они были уже частично заварены сваркой) мною было установлено, что входное отверстие от снаряда находится в передней правой нижней, а выходное – в задней правой нижней части корпуса танка. Замечу, что в то время я углубленно изучал криминалистику, особенно один из ее разделов – баллистику (профессия обязывала + любознательность) и несмотря на то, что имел довольно приличный багаж знаний пробоины мне показались не типичными, так как для снаряда обладающего достаточной кинетической энергией не характерны такого рода следы. В частности: так как снаряд при встрече с преградой имеет большую скорость, чем при выходе, то при встрече с преградой из металла, снаряд по идее должен был бы выбить часть материала, оставить на нем воронкообразную пробоину, причем как правило диаметр входного отверстия больше выходного. Однако все было с точностью до наоборот: так, диаметр выходного отверстия был больше диаметра входного, кроме того вокруг выходного отверстия я наблюдал едва заметные радиальные и концентрические трещины, что то же не характерно. Дело в том, что баллистика как раздел криминалистики не изучает кумулятивный эффект и тем более снаряды и оставленные ими следы. Мне пришлось перелистать уйму военной и просто научной литературы, чтобы обогатить свои знание по поводу кумулятивного эффекта. Ну так вот: на то, что это след от кумулятивного снаряда указывал тот факт, что у стенок входного отверстия я обнаружил термические следы (оплавление и спекание): как Вам известно, кумулятивная струя обладает огромной скоростью в несколько км/сек. и даже более 10 км/сек., в связи с чем воздействует на преграду с колоссальным давлением – от 104 кгс/см? и более из за чего происходит плавление металла при относительно небольшой температуре самой струи (от 200 до 600гр.), кроме того научным является тот факт, что кумулятивная струя из - за своей небольшой массы никакой значимой ударной волны не создаёт, а так как диаметр отверстия пробитого кумулятивной струей ничтожно мал и через него невозможно передать мощный импульс, то давление внутри танка не может стать избыточным.
Что касается ударного ядра, то его формируют не все кумулятивные снаряды, а только те, которые имеют так называемый снарядоформирующий заряд. Однако в описанном мною случае был применен именно такой тип снаряда исходя из того факта, что бронепробитие кумулятивной струи сохраняется на сравнительно небольшом расстоянии, что же касается бронепробития ударного ядра, то оно сохраняется на довольно большом расстоянии (около 50-100 мм. На расстоянии до 10 м.). Следовательно, основываясь на фактах (результат осмотра танка) и теории можно сделать вывод, что входное отверстие было вызвано кумулятивным эффектом одноименного снаряда, а выходное отверстие было пробито, уже, ударным ядром.
Подытожу следующим: мой комбат, о котором шла речь выше, рассказал случай, когда кумулятивная струя прошла над наводчиком танка, однако последний никак не пострадал. Теоретически, основываясь на выводах ученных – это возможно, но я сам лично не осматривал этот танк и не изучал нанесенные ему повреждения, то есть у меня нет доказательной базы, чтобы утверждать, что данный факт имел место быть. Я могу утверждать лишь то, что сам лично видел или проанализировал и вообще основываюсь только на фактах.

Ниже приведен рисунок, на котором я постарался изобразить место пробоин и направление. Надеюсь он прояснит все те обстоятельства, о которых я рассказал выше.

Уважаемый! Я думаю, чт

Уважаемый! Я думаю, что в моем предыдущем ответе, я более чем подробно и конкретно изложил факты, доказывающие мое утверждение. Я позволю не согласиться с Вашим утверждением, что “собственный опыт” – это “голословное” утверждение. Думаю, что это два несовместимых понятия, так как “собственный опыт” основан на фактах, к которым ты лично причастен, которые были лично изучены, проанализированы (ты лично их “трогал”) и вообще считаю, что опыт намного ценнее теории (однако тем самым я никак не умаляю ценность теории). С другой стороны, я согласен с тем Вашим утверждением, что: “природа кумуляции...ее параметры и составляющие....на сегодняшний день...крайне мало изучены...и то в основном методом проб и ошибок...” в доказательство к чему приведу два примера из собственной - как Вы изволили заявить - “голословной” практики:
В 1996 году на полигон в качестве мишени привезли танк Т-54, корпус которого был без каких-либо повреждений. Как я ранее писал, все танки нашей войсковой части участвовали в войне в Нагорном Карабахе, в связи с чем в них находилось очень много различных боеприпасов - начиная с патронов от АК, ПК, НСВТ (ими были битком набиты ЗИП-ы) и заканчивая разными снарядами и даже гранатами. Через день после того, как этот танк привезли на полигон, мы решили “популять” в него. Я лично, с расстояния 1200 м выпустил в него 1 бронебойно- подкалиберный и 2 кумулятивных снаряда. Бронебойный снаряд угодил в ходовую часть, один из кумулятивных снарядов попал в корпус, а второй в среднюю часть башни танка. Как только мы отстрелялись и начали движение в сторону лагеря, я заметил, как в нашу сторону сломя голову бежит один из сослуживцев. Мы остановились и оказалось, что этот придурок спрятал там (имею в виду танк Т-54, использовавшийся в качестве мишени) 3 бутылки водки и кое что из еды (видно более надежного места по его мнению не было). Мы взяли его на броню и вместе поехали к танку-мишени, открыли люки (прошу заметить, что они были закрыты!), и …Вы не поверите ни водка, ни еда, ни даже сам пакет в котором все это находилось почти не пострадали.
Что касается как Вы выразились “малоизученности кумуляции”, то приведу один пример: всего я лично в разное время выпустил по танку-мишени 5 кумулятивных снарядов в результате 2 снаряда нанесли сквозные пробоины, один - нанес проникающее повреждение, а следы от двух других были едва различимы. Я задался вопросом – почему так: ведь все 5 снарядов были идентичны не только по типу, но и по дате выпуска и по условиям хранения. Единственное различие – два последних снаряда были выпущены в ненастную погоду. Я не берусь утверждать, что именно дождь стал причиной того, что эти снаряды нанесли столь незначительные повреждения, но факт остается фактом.
Вообще: теория – теорией, но даже испытания и изучения снарядов (имею в виду кумулятивную струю, ударное ядро и прочее), как правило происходят или в лабораторных или в близких к лабораторным условиях, то есть не учитываются такие факторы, как различная температура окружающей среды, атмосферное давление, осадки, ветер и так далее. И чтобы подытожить вопрос связанный с теорией и практикой, задам Вам вопрос: будьте добры скажите сколько и каких способов пуска двигатель Т-72 Вы знаете? Уверяю Вас это не праздный вопрос и не проверка ваших знаний в которых я никак не сомневаюсь.
С уважением, Армен!

Аватар пользователя oniky

Разрешите

Разрешите вмешаться в столь увлекательную и познавательную беседу, однако меня шибко заинтересовал вопрос про количество вариантов пуска двигателя на данном танке, лично я знаю порядка 5 различных способов:
1 стандартный
2 с буксира (чреватый ударом в кормовую часть тягача)
3 при помощи пневматики ( я запомнил лишь суть, можно использовать сжатый воздух или пороховой заряд)
4 путем запараллеливания нескольких обычных автомобильных аккумуляторов
Описывали еще один способ но я его напрочь забыл. Дак вот я хотел бы уточнить действительно ли имеют место быть данные способы и существуют ли какие либо еще?

У всех танков

У всех танков есть плюсы и минусы.
Абрамс (США): плюсы - отличная электроника, большое боевое отделение - более комфортная жизнь экипажа, хорошая по баллистике пушка с боеприпасами, имеющие превосходные боевые качства; минус- высокий силуэт, тяжесть и как следствие низкий ресурс ходовой, газотурбиныый двигатель - низкая пылезащищенность.

Т-72(Т-80, Т-90): плюсы - простота, относительно небольшой вес,высокая надежность ходовой, дизельный двигатель, пушка с реактивными выстрелами; минус - отствание в электронике, более тесное боевое отделение.

В начале 90-х годов перед ГШ стояла дилемма: продолжать производство двух моделей танков, но с разными ТМО - дизельное и газотурбиноое, или, соредоточится на одной модели. Выбрано было второе - прозводство основного танка РФ на основе дизельного двигателя. Почему дизельное - всем понятно: опыт применения, впервую очередь в Ираке и Афганистане, бронетехники с такой ТМО показали её повышенную незащищенность от воздействия пыли и песка.

Немаловажную росль сыграло и приверженность потенциальных покупателей нашей бронетехники к ТМО на основе дизеля. Гораздо проще продавать то, что делается по унифицированным стандартам.

Но в любом случае, постепенно, танки сойдут на нет, как основная ударная сила ВС. Косвенно, это подтверждается прнятием решения о резком сокращении парка основного танка армии России. Будущее - за более легкими и маневренными средствами. Что это за средства - можно видеть из разработок 21-го века. Скоро они пойдут в серию.

Так что споры о превосходстве того или иного танка малопродуктивны. Надо понимать - их время ушло и в будущих войнах им отводится второстепенная роль.

2 Armen Могу лишь удивлят

2 Armen
Могу лишь удивляться той "научной литературе" из которой вы вытянули такие перлы... Не напомните автора?;)
Далее совсем коротко по вашему тексту:
"..в связи с чем воздействует на преграду с колоссальным давлением – от 104 кгс/см?" - детский лепет, либо оЧепятка...т.к. школьнику известно, что 104 кгс/см2 примерно равно 104 атмосферам...или для научности 10,4 МПа (давление в кислородных баллонах итого выше);) Давление же создаваемое на фронте ударной волны составляет(для разных ВВ) от 29 до 46 ГПа. (Гига это когда умножить на единичку с девятью нулями)

"..и более из за чего происходит плавление металла при относительно небольшой температуре самой струи (от 200 до 600гр.)" - ну не буду рассказывать, что на самом деле оплавления лишь частичное, а в основном происходит резкая деформация металла(в области предела текучести, без фазового перехода)
"..кроме того научным является тот факт, что кумулятивная струя из - за своей небольшой массы никакой значимой ударной волны не создаёт" - простите слезно, но это уж откровенный бред. Раз она ничего не создает, так не расскажите из-за чего она бронь пробивает? Масса не большая... зато скорости высокие вследствии чего высокий импульс(который к сведению равен произведению массы на скорость)... встреча с преградой - удар =>следствие ударная волна(и не одна)... это даже не считая ударной волны собственно от самого заряда..

"..а так как диаметр отверстия пробитого кумулятивной струей ничтожно мал и через него невозможно передать мощный импульс, то давление внутри танка не может стать избыточным." - по поводу импульса кажись разобрались повыше... ударная волна присутсвует, значит есть и повышение давления...есть вторичные поражающие факторы - осколки брони, брызги струи.

"..бронепробитие кумулятивной струи сохраняется на сравнительно небольшом расстоянии, что же касается бронепробития ударного ядра, то оно сохраняется на довольно большом расстоянии (около 50-100 мм. На расстоянии до 10 м.)" - суть правильна... цифры не правильные!

"..случай, когда кумулятивная струя прошла над наводчиком танка, однако последний никак не пострадал." - ну.. Мюнхаузен тоже на ядре летал и не пострадал!:) В жизни всякое может случится, но отнюдь не будет являтся правилом(понятие "над" можно растянуть и очень сильно).

"..выпустил по танку-мишени 5 кумулятивных снарядов в результате 2 снаряда нанесли сквозные пробоины, один - нанес проникающее повреждение, а следы от двух других были едва различимы. Я задался вопросом – почему так.." - ключевой момент в идентичности бронепробития этих зарядов - есть условия столкновения с преградой(угол, скорость,геометрия поверхности преграды). Уверен каждый раз были разные условия чем и объясняется такое различие.

И немного по поводу неизученноси и методу проб и ошибок... Многое изучено и на высоком уровне... а то, что результаты исследований не являются достоянием общественности не значит, что их нет!

й

й

по поводу

по поводу случаев... может бутылка водки и осталась целой.. всякое случается.. иной раз и стекло не бьется падая на каменный пол... уйма факторов .... Но бутылка - не человек.. человеку избыточного давления на фронте УВ в 1 бар будет достаточно, чтоб почувствовал "дискомфорт"... не говоря о давлении в 10 - 100 бар(к примеру при детонации объемнодетонирующиего боеприпаса давление на фронте УВ редко превышает 30 бар... и что-то не слышал ни одного интервью счастливцев над головой которых, мимоходом такая бомбочка рванула).
Конечно есть материалы и средства предотвращающие откалывание брони с внутренней стороны, но это уже совсем другой разговор, т.к. нужно достоверно знать о наличии такой системы на танке.
я лишь слегка проанализировал физику процесса для монолитной брони(многослойная броня накладывает с каждым слоем дополнительные граничные условия и дополнительные переменные) и последствия для экипажа при прохождении УВ внутрь машины.

Ребята, да не

Ребята, да не ссортесь!
Возьмите литературу... ну хотя бы "Физика взрыва" под редакцией Орленко Л.П. или "Действие средств поражения и боеприпасов" авт. Балаганский И.А, Мержиевский Л.А.; и на этом все ваши споры закончатся!
Ну.. а если читать не хочется, то вспомните элементарную физику школьного курса!С которого всем известно, что давление непосредственно связано с температурой уравнением состояния(Клапейрона): PV=zRT .. из которого следует, что при повышении давления повышается темп-ра.. так что вы оба правы; Кроме всего прочего есть уравнение импульсов и закон сохранения энергии!
Так вот.. чтоб долго не думать... оплавление частичное есть.. в момент соударения ядра или КС (КУмулятивной струи... именно КУ, а не КА или КО) с броней.. ну а дальше идет пробивное действие, а не прожигание... Вобщем процесс достаточно сложный... влияет и температура и давление.. и различные волновые процессы(ударные волны)...

Приветствую

Приветствую форум, зачитался. Уважение всем.

Я вам так скажу! Наши Танки не хуже Зарубежных, а во многом их превосходят. Разные доктрины, разные цели. Сравнивают Т72 и Абрамс это уже говорит о том что Т72 средний танк достойный соперник Тяжелому М1.
Ударная сила это объективная передача. А вот США любят пиар и владеют им в совершенстве. Но тот кто недооценивает своего врага обречен стать пленным.
У меня вопрос-предложение к Armen! Есть такая компьютерная игра
(Operation Flashpoint: Cold War Crisis) сылка flashpoint.ru игра создана на базе военного симулятора тренажера. Там есть возможность повоевать в разных танках. В игру заложена физика и механика приближенная к реальности. Мне бы хотелось знать ваше мнение на сколько правдоподобно концепция тренажера...
Я был удастоин чести поздравлять на 9 МАЯ ветеранов танкистов их лица все в мелких царапинах от осколков брони, отлетавших от брони при попадании. Современная война это ожоги.
Читая форум осознал что СССР разваливаться только сейчас, и 3 мировая уже рядом. Дело не в танках, а в экипажах. Тот кто воюет за правое дело у того и руки не дрожат...